Обзор

«Клуб Зеро»: Идеология и манипуляция в фильме Джессики Хауснер

Двусмысленность и крайние эмоции одновременно витают в воздухе фильмов Джессики Хауснер, где вопрос, что действительно «существует», не имеет простого ответа, а что именно следует извлечь из происходящего, остается не менее загадочным.
внимание, спойлерОсторожно, в материале содержатся спойлеры

Персонажи Хауснер зачастую находятся на грани, их эмоциональные или духовные состояния порождают параллельную реальность, где повседневные дела отходят на задний план перед мономаниакальной преданностью одной идее. Это может быть религиозный фанатизм в «Лурде» (2009), связь между любовью и смертью в «Безрассудная любовь» (2014), или очарование темными волшебными орхидеями в «Малыше Джо» (2019). В этих фильмах рациональное мышление отсутствует. В «Клубе Зеро», новейшем фильме Хауснер, исследуется уход от контроля идеи, фантазия затмевает реальность настолько, что само существование реальности подвергается сомнению и рассматривается как противник.

Сюжет разворачивается в школе для особых, или «трудных», детей. Это дорогое заведение, и некоторые родители глубоко вовлечены в происходящее, в то время как другие, видимо, просто оставили своих детей, слишком занятые, чтобы заботиться о ребенке с высокими требованиями. Униформа в школе необычна: желтые футболки и широкие шорты хаки цвета, ярко-синие гольфы и белые кроссовки. В сюжет вступает новая учительница, Мисс Новак (Миа Васиковска), специализирующаяся на диетологическом питании. Она внедряет программу «Осознанное питание», и ее почти блаженное выражение лица отражает настоящую фанатичность. Ее спокойный голос мгновенно завораживает шестерых или семерых студентов, сидящих в кругу. Когда она спрашивает их о причинах посещения занятий, ответы различны: от желания спасти планету до избавления от жировых отложений. Это лишь первая сцена фильма, где обстановка класса, обитая деревянными панелями и с мебелью в стиле середины века, создает ощущение наблюдения через камеру видеонаблюдения. Общение детей в кругу, их диссоциированное состояние, возможно, делает их особенно уязвимыми для манипуляций искусного манипулятора.

«Клуб Зеро»: Осознанное питание как кредо

Мисс Новак выдвигает кредо, согласно которому всем нужно сократить потребление пищи. Она утверждает, что для достижения этой цели необходимо делать глубокие медитативные вдохи перед каждым укусом и уменьшать объем съедаемого. "Чем медленнее вы едите, тем меньше пищи вам будет нужно," – убеждает она. Хотя некоторые ученики сопротивляются её методам, большинство поддаются, будто находясь под гипнозом. В столовой дети, следуя её методу, с блаженным выражением лица держат вилку с небольшим количеством еды, делают глубокие вдохи и выдохи с закрытыми глазами, прежде чем медленно принимать пищу. Они обмениваются улыбками, чувствуя себя избранными и особенными, и ведут себя с расплывчатым чувством превосходства, прогуливаясь по коридорам.

Мисс Новак применяет методы лидерства культа, взятые прямиком из учебников, создавая мышление «мы против них», отделяя детей от их сверстников и, что более тревожно, от родителей. Родители естественно обеспокоены, когда их дети начинают отказываться от еды, но мисс Новак убеждает учеников, что их родители заблуждаются, попав в ловушку «старых убеждений». "Твои родители, кажется, не видят тебя настоящего," – утверждает учительница, заявляя, что только она способна видеть их истинное «я». Она организует сеансы самопризнания, где уязвленные студенты признаются в обмане и переедании. Признание в верности программе сопровождается "любовной бомбардировкой", а давление со стороны одноклассников и возникающее из-за этого чувство принадлежности делает методику мисс Новак ещё более зависимостью вызывающей.

Дети под влиянием

В контексте созданного мира, расстройства пищевого поведения не только нормализуются, но и приветствуются. В то время как некоторые преподаватели обеспокоены изменениями в поведении недоступных теперь учеников, другие находят вдохновение для освоения методов «осознанного питания». Такая двусмысленность является характерной чертой творчества Хауснера, оставляя вопросы о предмете критики открытыми. Легкость, с которой дети поддаются манипуляциям, служит скрытым предостережением о недоразвитом подростковом мозге, восприимчивом к влиянию авторитетных взрослых. Возможная «критика» единой идеологии поднимает вопросы о создании монстров как верой в утопии, так и идеологическим фанатизмом.

Большинство родителей изображены в неприглядном свете, за исключением заботливой матери Бена из рабочего класса, играемой Амандой Лоуренс, которая звонит в школьные учреждения. Поведение её ребёнка и его одноклассников (Флоренс Бейкер, Сэмюэл Д. Андерсон, Люк Баркер, Ксения Девриендт и Гвен Куррант) передаёт жуткую преданность идеям мисс Новак. Утешительная заметка в титрах, что ни один актёр не терял вес для роли в фильме, добавляет фильму глубины.

Это восьмое сотрудничество Хауснера с оператором Мартином Гшлахтом. Кинематография Гшлахта придает фильму нестабильное ощущение, усиливая его уже непривычную атмосферу. Использование клинических кадров пустых комнат, съёмок с высоты и внезапных приближений создаёт чувство паранойи и отстранённости. Заключительный кадр, напоминающий странный поворот в песне Хелен Редди "Angie Baby", оставляет зрителя с большим количеством вопросов, чем ответами. Похоже, лидеры культов стремятся привести своих последователей к райскому существованию, изолировав их от внешнего мира, чтобы сохранить чистоту их идеологии.

Идеология против индивидуальности

Мисс Новак пересекает границы, вытесняя из жизни детей родительские фигуры и препятствуя любым проявлениям близости между учениками. Она стремится стать единственным объектом их внимания. Один из учеников, девочка, встречаясь с напуганными родителями, отзывается фразами, которые Роберт Дж. Лифтон, эксперт по вопросам «промывания мозгов», описал бы как «клише, останавливающие мышление». Её слова, звучащие как мантра, отражают всепоглощающую идеологию: «Те, кто может обходиться без еды, освобождены от всех социальных и коммерческих прессингов. 

«Клуб Зеро» обретает свою монотонность из-за идеологической однообразности, но именно это и придает фильму его тревожное ощущение.

Новости кинематографа
Все новости по тегу «»

Читайте также

Связь Мадам-Паутины с Человеком-Пауком
За кадром
«Мадам Паутина»: Связь с Человеком-Пауком и развитие вселенной Sony
Вчера, 17:03
Крис Пайн о продолжении «Чудо-Женщина 3»
Новости кино
Отмена «Чудо-женщины 3»: Крис Пайн выражает недоумение по поводу решения DC
7-мая-2024
Постер «Зловещие мертвецы» 2023
Новости кино
Зловещие мертвецы: Два новых фильма обещают возрождение культовой серии
2-мая-2024
Больше материалов