Судьба капитана «Титаника»: загадка последних минут Эдварда Смита

Иконка просмотров 124
Судьба капитана печально знаменитого «Титаника» породила бесчисленные спекуляции и теории, которые до сих пор волнуют умы историков и исследователей.
Аватар
Я Лина. Озвучить статью?

Тело Эдварда Смита так и не было найдено, а его последние минуты остаются загадкой, окутанной множеством противоречивых сведений.

Где находился капитан Эдвард Джон Смит в 23:40 в роковое воскресенье, 14 апреля 1912 года, никто не может сказать с уверенностью. Некоторые свидетели утверждают, что уже через несколько минут он был на мостике корабля, встревоженно вопрошая, что поразило их величественный лайнер, который уверенно рассекал волны Атлантики в своем первом рейсе.

«Айсберг, сэр», — невозмутимо отрапортовал первый помощник, Уильям Мердок.

Так началась самая ужасная ночь в жизни капитана Смита. За более чем сорок лет морской службы он редко сталкивался с бедствиями и никогда не нес за них ответственности. Но теперь ему предстояло руководить одной из самых страшных морских трагедий в истории. В течение нескольких часов более полутора тысяч душ — пассажиров и членов экипажа — сгинут в пучине, включая самого капитана.

Как капитан Смит узнал об обреченности «Титаника»

Сначала казалось, что удача благоволит капитану Смиту. Четвертый помощник, Джозеф Гровс Боксхолл, стремительно обследовал корабль и, вернувшись на мостик, успокоил капитана, доложив, что не обнаружил никаких повреждений. Но это временное облегчение Смита оказалось недолгим. Главный конструктор «Титаника», Томас Эндрюс, после тщательного осмотра сообщил, что вода проникла в пять из шестнадцати водонепроницаемых отсеков. Хотя корабль мог бы оставаться на плаву при затоплении четырёх отсеков, пятый отсек привёл ситуацию к катастрофе.

Около полуночи Эндрюс, с каменным лицом, обратился к капитану и сообщил, что судно сможет продержаться на воде ещё 60–90 минут.

Последние надежды капитана Эдварда Джона Смита

Осознание обреченности захлестнуло Смита. Он понимал, что двадцать спасательных шлюпок, рассчитанных на 1178 человек, не смогут вместить более 2200 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту. Шансов на спасение всех было катастрофически мало.

Капитан все еще лелеял надежду предотвратить полную катастрофу. Вскоре после рокового столкновения он и другие офицеры заметили мерцающие огни на горизонте, которые они приняли за сигналы ближайшего судна. Оптимисты среди них полагали, что оно находится не далее пяти миль.

В 12:05 капитан Смит, сохраняя твердость в голосе, отдал приказ открыть спасательные шлюпки и оповестить пассажиров. Одновременно он распорядился, чтобы два радиооператора приготовились к передаче сигналов бедствия. Спустя десять минут, по воспоминаниям одного из выживших операторов, Смит вернулся и велел отправить CQD — универсальный сигнал бедствия, вскоре замененный на SOS.

Судно, замеченное вдали, не ответило. В то же время несколько других кораблей откликнулись на сигналы бедствия. Ближайший из них, RMS Carpathia, сообщил, что меняет курс и спешит на помощь. Но Carpathia находилась в 58 милях, что означало около четырех часов пути. Время приближалось к 12:30 ночи.

Все еще надеясь привлечь внимание таинственного судна поблизости, капитан приказал запустить аварийные ракеты в 12:45. В тот же час Боксхолл, не теряя надежды, пытался связаться с ним с помощью сигнальной лампы, мигая мольбой о помощи азбукой Морзе. Но в ответ прозвучала лишь тишина.

Ночные испытания капитана Смита

В ледяной темноте ночи, около 12:45, экипаж «Титаника» спустил первую спасательную шлюпку на неспокойную поверхность Атлантического океана. Несмотря на то, что капитан Смит приказал подготовить шлюпки еще сорок минут назад, он не распорядился начинать их спуск, пока второй помощник Чарльз Лайтоллер не задал судьбоносный вопрос:

«Не лучше ли нам посадить женщин и детей в шлюпки, сэр?»

Этот момент стал одним из тех, что позволили историкам предположить, что капитан Смит мог находиться в состоянии шока, что, впрочем, было вполне объяснимо в таких драматических обстоятельствах.

В другом случае капитан Смит, пытаясь облегчить посадку пассажиров, приказал спустить спасательную шлюпку со шлюпочной палубы на прогулочную палубу. Один из пассажиров мягко напомнил ему: «Вы не забыли, сэр, что все эти стеклянные окна закрыты?» Смит, видимо, запамятовал, что палуба «Титаника» была частично закрытой, в отличие от открытой палубы его предыдущего судна «Олимпик». «Ей-богу, вы правы!» — ответил он.

Дальнейшие действия капитана Смита становились все более непоследовательными. Не отказываясь от надежды на помощь таинственного судна, замеченного неподалеку, он приказал команде одной из спасательных шлюпок грести к огням, высадить пассажиров и вернуться за остальными.

Периодически капитан поддерживал связь с радистами, пока около двух часов ночи не освободил их от дежурства, сказав попытаться спастись самостоятельно.

Внешне Смит старался сохранять хладнокровие, оставаясь капитаном до конца, по крайней мере для большинства наблюдателей.

«Я видела, как капитан Смит взволновался; пассажиры не заметили бы этого, но я заметила», — писала Мэй Слоан, выжившая стюардесса «Титаника», в письме вскоре после катастрофы. «Тогда я поняла, что мы скоро уйдем по воду».

Отчаянные минуты на борту тонущего «Титаника»

В 2:20 утра последняя часть «Титаника» погрузилась в пучину Атлантического океана, оставив за собой волну догадок и легенд о последних минутах капитана. Точные детали его гибели окутаны мраком, и свидетельства, что произошло, разнятся.

Некоторые ранние газетные сообщения, якобы основанные на показаниях очевидцев, утверждали, что он застрелился из пистолета, хотя историки относятся к этой версии скептически. Более надежный свидетель, радист Гарольд Брайд, рассказывал, что видел, как он «нырнул с мостика в море». Другие очевидцы утверждали, что его смыла волна, или что он поплыл обратно на тонущий корабль, чтобы встретить свою судьбу вместе с ним.

Некоторые свидетели видели его в воде. Согласно рассказу, приписываемому кочегару «Титаника» Гарри Сениору, капитан спрыгнул с корабля, держа на руках ребенка, и доплыл до ближайшей спасательной шлюпки. Передав ребенка в надежные руки, он поплыл обратно к кораблю, сказав: «Я последую за кораблем».

Есть также свидетельства, что он добрался до перевернутой спасательной шлюпки, но был сброшен в воду, возможно, когда одна из огромных труб «Титаника» оторвалась и с грохотом рухнула рядом.

Выжил ли капитан Смит? Неожиданные свидетельства из Балтимора

Среди множества теорий, окружающих судьбу капитана, особо выделяются рассказы, что Смит мог не погибнуть вовсе. Одно из самых удивительных сообщений поступило от жителя Балтимора по имени Питер Прайал. В июле 1912 года, всего через три месяца после крушения лайнера, Прайал заявил, что видел Смита на улицах города.

Питер был не каким-то странствующим чудаком, а уважаемым местным бизнесменом, служившим офицером на борту лайнера «Уайт Стар» Majestic около тридцати лет назад, когда Смит был его капитаном. Более того, его врач заверил, что мужчина был «абсолютно вменяемым и не склонен к галлюцинациям».

Удивительно, но Прайал утверждал, что видел Смита дважды. Первый раз это произошло в среду, а затем вновь в субботу, когда он вернулся на то же место в надежде снова встретить его. После часа ожидания, по его словам, увидел приближающегося капитана. Подойдя к нему, он по-дружески спросил, как у того дела.

«Очень хорошо, Прайал», — якобы ответил мужчина. «Но, пожалуйста, не задерживайте меня. Я по делу»

Прайал сообщил, что последовал за Смитом до железнодорожной станции. Прямо перед тем, как Смит сел на поезд до Вашингтона, он улыбнулся Прайалу и сказал: «Будь хорошим, товарищ по кораблю, пока мы не встретимся снова».

«Я не могу ошибаться», — уверенно заявил Прайал репортеру. «Я бы узнал его даже без бороды»

История о капитане Смите снова всплыла в 1940 году, когда в журнале Life появилось письмо, утверждающее, что Эдвард Джон Смит завершил свои дни как пожилой изгой в Лиме, штат Огайо, известный под именем «молчаливый Смит». Среди приведенных доказательств указывалось, что мужчина прибыл в город через три года после крушения, называл себя просто Смитом, был примерно того же возраста и размера, что и капитан, и носил татуировки, распространенные среди моряков. Журнал Life, похоже, не знал, что сразу после смерти «молчаливого Смита» в 1915 году газета Lima News идентифицировала его как Майкла МакКенну.

Исследования и выводы после катастрофы

Сразу после катастрофы газеты воспевали Эдварда как героя, отважного капитана, который пошел ко дну вместе со своим судном. В противоположность ему, злодеем сделали Джозефа Брюса Исмея, председателя White Star Line, который спасся на спасательной шлюпке и был обвинен в давлении на Смита, чтобы тот поддерживал опасно высокую скорость.

В ходе британских и американских расследований, последовавших за трагедией, появилась более сложная картина. Эдварда упрекали в игнорировании ледовых предупреждений от других судов и в неспособности снизить скорость «Титаника» в опасных условиях. Британское расследование в конечном счете оправдало его, заявив, что Смит не сделал ничего такого, чего не сделали бы другие капитаны на его месте. Американское расследование было немного строже в своих выводах. Сенатор от Мичигана Уильям Олден Смит, возглавлявший следственный комитет Сената, заявил:

«Безразличие капитана Смита к опасности было одной из прямых и способствующих причин этой трагедии».

Сенатор также отметил его «мужественное поведение и нежную заботу о безопасности женщин и маленьких детей», а также его «готовность умереть» вместе с кораблем.

Zen Icon Дзен

Разблокируйте бесплатный сет с главами

Михаил
Михаил

Работа с текстом

Новости кинематографа
Все новости по тегу «»

Читайте также

Новости сериалов
Перезагрузка «Секретных материалов»: новое начало культового сериала?
Новости кино
Спойлер
Spoiler Line
Будет ли «Джокер 3»? Шансы на выход третьего фильма после «Безумия на двоих»
Новости кино
«Братья Супер Марио 2»: Все, что мы знаем о дате выхода и сюжете
Больше материалов
Комментарии 0
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт.