Как снимали «Носферату»: Главные VFX-секреты на площадке

Иконка просмотров 29
«Носферату» — это название, которое уже много десятилетий ассоциируется у любителей кино с классическим фильмом ужасов. Теперь режиссёр Роберт Эггерс («Варяг», «Маяк») решил переосмыслить эту культовую историю, придав ей новую глубину и стиль.
Михаил
Михаил

Веду блог в свободное время

 Одним из важнейших аспектов в создании подобной ленты стала работа VFX-продакшна, за которую отвечала команда BlueBolt во главе с супервайзерами Анджелой Барсон (Angela Barson) и Дэвидом Скоттом (David Scott). Их опыт в области визуальных эффектов и умение сочетать грим и практические эффекты с цифровыми технологиями в кино позволили совместно с другими специалистами воплотить в жизнь пугающую и вместе с тем исторически достоверную картину.

2024
В главных ролях:
Джоан Кроуфорд, Стерлинг Хейден, Мерседес Маккэмбридж, Скотт Брейди, Уорд Бонд, Бен Купер, Эрнест Боргнайн, Джон Кэрредин, Ройал Дэно, Фрэнк Фергюсон
Жанр:
фэнтези, боевик, комедия, детектив, приключения
Режиссер:
Джейк Каздан
Время:
2 часа 3 минуты

Предлагаю подробно разобрать, как шла работа над «Носферату»: какие технические и творческие задачи стояли перед создателями, каким образом удавалось сохранять атмосферу ужасов и историческую достоверность, и почему роль BlueBolt в современном кинопроизводстве столь важна. Расскажу об организации VFX-продакшна, взаимодействии с другими отделами на съёмочной площадке, о работе над градом Висбургом и замком Орлока, а также о создании устрашающих сцен с водой, тысячами крыс и зловещей тенью главного персонажа. Всё это — результат колоссальных усилий, которые объединили практические эффекты и цифровые методы, чтобы по-новому раскрыть легенду о мрачном вампире.

«Носферату» в видении Роберта Эггерса

Классический сюжет и современные приёмы

Когда речь идёт о ремейках или переосмыслении легендарных картин, неизбежно встаёт вопрос: зачем и как дать второе дыхание произведению, ставшему классикой? Роберт Эггерс подходил к работе над «Носферату» с колоссальным уважением к оригиналу, но также желал обогатить фильм собственным стилем и погрузить зрителя в правдоподобную историческую среду. В отличие от некоторых экспериментальных хорроров, здесь важное место заняли историческая достоверность и скрупулёзная работа с деталями: костюмы, интерьеры, архитектура, уличная обстановка и даже сами методы съёмки: ретро-линзы, плёнка, специальные светофильтры.

Место визуальных эффектов в концепции

Эггерс — один из тех режиссёров, кто старается максимально использовать грим и практические эффекты, чтобы создавать нужную атмосферу в кадре. При этом он не отрицает и не умаляет роль цифровых технологий в кино. Напротив, его сотрудничество с BlueBolt демонстрирует, как грамотно и незаметно комбинировать традиционные приёмы с новейшими решениями. Как подчёркивает Анджела Барсон, «Визуальные эффекты должны служить истории, а не доминировать над ней». Именно такой подход помог сделать «Носферату» не просто «ещё одним хоррором», а готической сагой, где каждый элемент кадра пропитан атмосферой ужасов.

Роль BlueBolt в VFX-продакшне

Анджела Барсон: Production VFX Supervisor

Анджела Барсон (Angela Barson) — одна из ключевых фигур, отвечающих за кинопроизводство в области визуальных эффектов. Её задача как продакшн-супервайзера заключалась в том, чтобы вести проект на всех этапах: от ранних переговоров с режиссёром и художником-постановщиком до пост-продакшна. Анджела начала работу над фильмом за 8–9 месяцев до «официального» запуска и к моменту прихода VFX-продюсеров уже имела детальный план, включающий каждую сцену, потенциальные визуальные эффекты, необходимость хромакея, применение практических приёмов или интеграцию CG-элементов.

Её работа на площадке подразумевает тесное взаимодействие с другими руководителями отделов: художниками по костюмам, гримёрами, декораторами, осветителями. Часто бывает так, что команда VFX-продакшна должна подстраховать съёмочный процесс, когда возникают непредвиденные проблемы. К примеру, если нужно убрать лишние объекты из кадра или дополнить деталь, которую не успели изготовить. В таких случаях надёжность и гибкость решений, предложенных Анджелой и её командой, определяют качество конечного результата.

Дэвид Скотт: VFX Supervisor

Дэвид Скотт (David Scott) — ещё один ключевой специалист в команде BlueBolt, обладающий внушительным опытом работы в крупных студиях (MPC, DNEG, Weta FX). В «Носферату» он непосредственно руководил созданием и интеграцией цифровых технологий в кино. Его обязанности включали контроль над CG-моделями, симуляциями и композитингом, а также детальную отладку сцен с учётом специфики света, используемых линз, плёнки и фильтров.

Работа Дэвида тесно переплеталась с видением оператора Джарина Блашке (Jarin Blaschke). Последний совместно с режиссёром выстраивал всю ленту, поэтому монтажно-технические решения и освещение были заданы ещё до начала съёмок. Задача Скотта состояла в том, чтобы под каждый конкретный план разработать те визуальные эффекты, которые выглядят органично в рамках жесткого визуального стиля Эггерса: тёмные тени, лунный свет, минимум красного цвета, зернистая картинка и «устаревшие» линзы.

Дизайн Висбурга: создание мрачного города

Историческая достоверность vs. атмосфера ужасов

Город Висбург, в котором разворачивается часть событий, — вымышленный, но при этом выглядит так, будто реально существует на территории Германии. Роберт Эггерс и production designer Крейг Лэтроп (Craig Lathrop) стремились создать локацию, сочетающую историческую достоверность с гнетущей атмосферой. По словам Анджелы Барсон, они исследовали реальные немецкие города (Любек, Штаде и другие), чтобы почерпнуть вдохновение: узкие улочки, архитектурные стили разных эпох, каналы и эстакады.

  • улицы выдуманного города Висбург, кадр без обработки
  • улицы выдуманного города Висбург, кадр с обработкой
  • улицы выдуманного города Висбург, герой на коне, кадр без обработки
  • улицы выдуманного города Висбург, герой на коне, кадр с обработкой

Конечный результат — это в большой степени плод труда VFX-продакшна. BlueBolt выполнила полномасштабное сканирование и фотографирование подходящих зданий, создав CG-библиотеку, из которой «собирался» город. На практике часть декораций была построена на студии, а всё остальное — целые улицы, ряды домов и каналы — дополнялись в цифре. Так удалось добиться ощущения, что город сплошь состарен временем, в некоторых местах заброшен и дышит атмосферой ужасов.

Техника съёмки и смешение практических и CG-элементов

Чтобы усилить ощущение тревоги и тени, нависающей над городом, оператор и режиссёр использовали специальные линзы (Dagor, Baltar) и так называемые «Scotopic-фильтры». Благодаря этому на ночных съёмках из спектра практически исчезал красный цвет — картинка становилась почти монохромной. BlueBolt приходилось подстраивать все визуальные эффекты под данную специфику, чтобы сцены с компьютерной графикой смотрелись так же, как снятые на реальной плёнке планы.

Вид сверху на городок Висбург, где прослеживается тень от руки графа Орлока.

Среди наиболее запоминающихся сцен — общий план Висбурга, поверх которого скользит зловещая тень руки графа Орлока. Для этой сцены был создан полностью CG-город с аккуратно расставленными источниками света (лунный свет, освещение окон, огни факелов). Дэвид Скотт отмечает, что кадр длиной 958 фреймов даёт зрителю достаточно времени, чтобы разглядеть каждую деталь, поэтому важна была максимальная проработка зданий, дыма из труб, брошенных тележек и даже лёгкого тумана.

Замок Орлока: декор и компьютерная графика

От реальной локации к цифровому монстру

Прототипом для замка Орлока послужил Корвинов замок (Corvin Castle) в Румынии. Команда изначально планировала снимать непосредственно в этом замке, но реставрационные работы и общий «свежий» вид локации вынудили искать другие решения. В результате часть интерьеров была построена на площадке, а внешние сцены — в основном CG-модель, основанная на сканах и фото оригинального замка, но дополненная более гнилыми стенами, обвалившимся кирпичом и иными признаками запустения.

  • Замок Корвинов в реальной жизни
  • Подготовка сцены для CGI замка Корвинов
  • Графическая сцена общий вид замка Корвинов

VFX-продакшн занялся воссозданием замка в цифровом виде, «старя» его визуально. Анджела Барсон подчёркивает, что значительная часть окружения, включая реку у подножия, также была CG. А чтобы добиться полной аутентичности, оператор (Джарин Блашке) и специалисты BlueBolt совместно профилировали «старые» линзы, чтобы потом использовать их параметры при визуализации. Таким образом, компьютерные планы с замком Орлока выглядят так, как если бы их снимали реальной камерой.

Сочетание практических эффектов и цифровых технологий в кино

Часто возникает вопрос: как сделать, чтобы CG-элементы не выбивались из общего ряда, особенно когда идёт упор на атмосферу ужасов и старинный стиль съёмки? Ответ — комбинировать грим и практические эффекты (например, натуральный туман, огонь, дым) с компьютерным дополнением. В сценах, где требовалось наложить снег, дым или другие эффекты, BlueBolt включала созданные на площадке заготовки (ветер, лёд, «фальшивый» снег), доводя их до идеала программными методами.

Гример поправляет образ графа Орлока

Анджела Барсон отмечает, что благодаря такому подходу не возникало ярких контрастов между «реальным» и «цифровым». Более того, для зрителя всё выглядело единым целым, создающим мрачный облик замка и его окрестностей.

Освещение и уникальные фильтры

Важность света в атмосфере фильма

Не секрет, что освещение играет ключевую роль в создании атмосферы ужасов. Для «Носферату» режиссёр и оператор выбрали весьма специфический визуальный стиль: большая часть сцен происходит ночью или в сумерках, при этом используется «жёсткий лунный свет». Такой свет даёт глубокие тени и подчёркивает рельеф объектов. Вдобавок применялись Scotopic-фильтры, почти исключающие красный спектр, — это создавало эффект «ночного зрения», когда краски кажутся сдержанными и выцветшими, но любые огни (костёр, свечи) особенно ярко выделяются.

Участие VFX в работе со светом

При создании фулл-CG кадров, как, например, общий вид Висбурга или полёт камеры вокруг замка Орлока, BlueBolt не только моделировала объекты, но и тщательно воссоздавала схему освещения. По словам Дэвида Скотта, оператор лично приходил в студию на ранних этапах, когда сцены ещё были в «сером» виде, чтобы указать, как должен падать свет. Такая совместная работа помогала сохранить в финальных кадрах целостность художественного решения.

  • Замок Орлока работа с освещением
  • Замок Орлока работа с освещением, прорисовка замка

В итоге даже полностью компьютерные сцены выглядят так, будто сняты в естественных условиях, с учётом особенностей линз, плёнки и фильтров.

Море, шторм и мрачное путешествие

Реалистичность воды и её визуальный эффект

Сцены с морем в фильме оказываются ключевыми для передачи ощущения «надвигающегося ужаса». Когда корабль «Empusa» отправляется в плавание, зритель видит красивые, но тревожные рассветные краски, а затем вместе с нарастающей угрозой и распространением чумы по судну небо темнеет, волны становятся всё более зловещими. Для VFX-продакшна сцены с водой всегда представляют сложность из-за нюансов симуляции жидкости.

В «Носферату» было несколько таких последовательностей: часть из них полностью CG (корабль, вода, небо, дождь, брызги), а в одной сцене пришлось совмещать лайв-экшен-съёмку и компьютерную графику. Основной вызов, по словам Дэвида Скотта, заключался в том, чтобы «шторм» выглядел правдоподобно: нужно было убедительно создать волны, пену, «рваный» дождь и отражение лунного (или скрытого) света. При этом нельзя забывать об общем тёмном тоне фильма и специфических фильтрах, использованных на съёмке.

Каналы Висбурга: CG-окружение

Не только открытое море, но и городские каналы Висбурга стали тестом для BlueBolt. В одной из сцен лодка с людьми движется по узкому каналу, а вокруг стоит пугающая тишина. В реальности же такая сцена снималась на заднем дворе киностудии, где лишь условно обозначалась вода (отражающие панели на земле). Всё остальное, включая строения, водную гладь, отражения и тёмное небо, — работа художников по визуальным эффектам. Результат получился столь органичным, что зритель видит законченный пейзаж, тонущий в сумерках, и не догадывается о том, как мал был исходный съёмочный «пятачок».

Крысы: жизнь в кадре и цифровая анимация

Зачем нужны тысячи крыс?

Нельзя представить «Носферату» без сцены, где полчища крыс приносят за собой чуму и ужас. Этот образ остаётся одним из самых знаковых и пугающих в любом фильме о вампирах, а у Роберта Эггерса он имеет особое значение: режиссёр стремился подчеркнуть связь между присутствием Орлока и постепенным разложением всего вокруг.

Производство использовало от одной до двух тысяч живых грызунов, частично дрессированных. Но когда речь шла о массовых скоплениях и «жутких реках» из крыс, помочь могли только цифровые технологии в кино.

Golaem и анимация хаотического поведения

Как рассказывает Дэвид Скотт, BlueBolt использовала программный пакет Golaem для создания больших стай. Команда подготовила около 60 разнообразных анимационных циклов, имитирующих различные повадки: крысы могут бежать, сворачиваться, кусаться, оглядываться, перепрыгивать через препятствия и т.д. Далее уже алгоритмы Golaem «раскидывали» этих CG-крыс по сцене, давая ощущение органичного движения.

Проблема была в том, чтобы крысы не проходили сквозь друг друга и не смотрелись «одинаковыми». Специалисты VFX-продакшна решали это путём дополнительных ручных корректировок в сценах, где зритель может рассмотреть детали. Порой приходилось полностью заменять реальных крыс на CG, потому что совмещать те и другие варианты в одном кадре оказывалось слишком трудоёмко.

Кульминация в горящей часовне

Одна из самых сложных сцен — когда герои в окружении грызунов двигаются через полыхающую часовню с горящими факелами в руках. По понятным причинам там невозможно было использовать настоящих животных, поэтому наряду с «крысиными ковриками» (model rats) и муляжами приходилось массово заменять всё на CG-анимацию. Огромная роль при этом принадлежала «живым» факелам: свет от огня все время меняется, создавая сложные условия для рендеринга и композитинга. Чтобы крысы выглядели реалистично, приходилось корректировать освещение каждого группы животных, учитывая постоянное движение огня.

Тень Орлока и другие ключевые эффекты

Знаменитый силуэт и практический подход

Тень руки и силуэт Орлока — один из самых узнаваемых элементов, связанных с образом «Носферату». В новом фильме Эггерса, как и в оригинале, этому приёму уделено особое внимание. Анджела Барсон упоминает, что грим и практические эффекты оставались в приоритете: во многих дублях операторская группа добивалась тени напрямую, используя соответствующее освещение и актёрскую игру Билла Скарсгардa (Орлок).

  • Подготовка сцены с появлением тени графа Орлока
  • Нарисованная VFX тень графа Орлока

Там же, где не удавалось получить нужный ракурс или форму тени, VFX-команда снимала дополнительные элементы (shadow plates) и компоновала их в пост-продакшне. При этом анимировать тень с нуля почти не приходилось: всё оставалось в рамках практического подхода. Результат — зловещая, органичная тень, которую зритель не воспринимает как цифровую фальшивку.

Особые кадры

В уже упомянутом большом плане, где тень Орлока «накрывает» весь город Висбург, VFX-разработка была более очевидна. Здесь нельзя было ограничиться обычным прожектором на площадке, ведь камера двигается по цифровому городу, а тень будто скользит по крышам домов и улицам. Это один из самых длинных планов фильма (почти 1000 кадров), где особая трудность заключалась в том, что зритель имеет достаточно времени, чтобы «высматривать» любые огрехи. Благодаря детальной проработке CG-моделей, освещения и теней кадр стал одним из визуальных пиков ленты.

Сложности кинопроизводства и организация съёмок

Работа в полевых условиях и непредвиденные обстоятельства

Хотя у BlueBolt был тщательно проработанный план, включающий раскадровки и таблицы с разбивкой всех визуальных эффектов, совершенно без сюрпризов не обошлось. Анджела Барсон вспоминает, как во время одной из ночных съёмок заболела ковидом и была вынуждена управлять процессом дистанционно через видеосвязь. Это типичный пример того, как VFX-продакшн подстраивается под любые условия: специальная трансляция с «живого» монитора режиссёра, постоянные звонки и консультации позволили не сбиться с графика.

Время и бюджет: главный стресс-фактор

Для любого высокобюджетного кинопроизводства критичны сроки и финансы. На «Носферату» было около 250 визуальных эффектов, но многие из них длились весьма долго — в сумме не менее 1 часа 30 минут экранного времени. Так что команде приходилось тщательно рассчитывать, где и как распределять ресурсы, чтобы не «надорваться» и сохранить качество. Как подчеркивает Барсон, одна из главных задач продакшн-супервайзера — уметь быстро реагировать на изменения, находить оптимальные решения и при этом не выходить за рамки бюджета.

Вклад «Носферату» в современную киноиндустрию

Современная адаптация «Носферату» от Роберта Эггерса с участием команды BlueBolt демонстрирует, насколько тесно сегодня переплетены традиционные грим и практические эффекты с цифровыми технологиями в кино. Картина служит примером того, как VFX-продакшн может оставаться «невидимым»: зритель верит в реалистичность сцен, не замечая, где заканчивается практический декор и начинается компьютерная графика.

  • Сцена нападения Орлока на свою возлюбленную.
  • Сцена нападения Орлока на свою возлюбленную с VFX обработкой.

Масштабная работа над городом Висбург, замком Орлока, грозовыми морскими эпизодами и тысячами крыс позволила режиссёру воплотить смелые художественные идеи и обновить классический хоррор. При этом ключевую роль сыграла организация работы, профессионализм Анджелы Барсон и Дэвида Скотта, а также сотрудничество с другими отделами. Сегодняшний «Носферату» — это сочетание уважения к традициям и авангардного взгляда на кинопроизводство, где каждая деталь выверена и подчинена общей задаче: напугать, заворожить и подарить зрителю по-настоящему незабываемое путешествие в мир теней и ночных страхов.

Если судить по первым откликам, работа BlueBolt достигла своей цели: многие зрители и критики отмечают, что визуальные эффекты настолько гармонично вплетены в канву фильма, что кажутся частью реального мира. Когда такое происходит, мы понимаем, что VFX-продакшн выполнил свою миссию на высочайшем уровне. И именно поэтому «Носферату» значимое событие, поднимающее планку качества в современном кино и подтверждающее, что роль таких студий, как BlueBolt, в индустрии растёт с каждым новым проектом.

icon-favorites

Читайте также

Новости кино
Спойлер
Spoiler Line
Новая глава «Голодных игр»: что рассказывает «Рассвет жатвы»
Новости сериалов
Спойлер
Spoiler Line
Обзор «Анатомии страсти»: что ждёт героев в 12-й серии 21-го сезона
Новости сериалов
Спойлер
Spoiler Line
Обзор «Шершней»: как 8-й эпизод 3-го сезона готовит нас к финалу
Другие новости
Комментарии 0
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт.

Лучшее для вас прямо в вашей почте

Подпишитесь на рассылку и получайте только избранные материалы Hagee. Я уже готовлю письмо для вас.

Иконка письмо

Озвучка AI

Rotating Icon Rotating Icon Rotating Icon
Привет! Я Лина
Расслабьтесь, а я озвучу любую статью для вас — ведь иногда намного приятнее слушать, чем читать, не так ли?
Войти на сайт

Доступ к материалу ограничен

Войдите на сайт, чтобы открыть доступ к этой статье и другим полезным материалам.

Плюс бесплатные преимущества

Иконка эксклюзив

Эксклюзивный материал

Уникальный контент, доступный только для наших пользователей, который невозможно найти в открытом доступе.

Иконка озвучка AI

Озвучивание AI

Наслаждайтесь удобным прослушиванием статей благодаря AI-озвучке. Слушайте контент, занимаясь своими делами.

Иконка коллекции

Коллекции

Сохраняйте интересные материалы в коллекции и возвращайтесь к ним в любое время.

Иконка комментарии

Комментарии

Обсуждайте интересные темы и делитесь своим мнением с другими пользователями.

Уведомления

Иконка

Обновление сайта

Возможна задержка публикаций

Информация будет здесь...