За кадром Отступление от истока: «Дюна: Часть вторая» противоречит предупреждению Фрэнка Герберта 20-мар-2024 28 В завершение «Дюны: Части второй» Тимоти Шаламе в роли Пола Атрейдеса отдаёт приказ своим легионам Фременов (свободные люди) отправиться в «рай», что знаменует начало священной войны, захватывающей всю известную вселенную. Это волна насилия, которую Пол предвидел с момента своего прибытия на Арракис и старался избежать. Но пророчество, приведшее молодого герцога к власти среди Свободных, оказывается неконтролируемой силой, когда оно освобождается. Харизма лидера и действия его последователей формируют одно из ключевых посланий серии Фрэнка Герберта. Однако в экранизации эта тема представлена несколько запутанно. Фрэнк Герберт: Предостережение от слепого героизма Фрэнк Герберт предостерегал в «Дюне» от слепого следования героям. С ростом популярности книг и их экранизаций Герберт охотно делился источниками вдохновения для своего творчества. Он упоминал о незавершённой статье о контроле над дюнами, которая вдохновила его, его беспокойство об экологии, жизни Т.Э. Лоуренса, а также о политических и религиозных образцах в истории, включая феодализм и мессианизм. Из этого множества идей родились «Дюна» и Пол Атрейдес — сын благородного герцога, мальчик, обученный боевым искусствам и обладающий сверхчеловеческими способностями, который, прибыв на Арракис, использует древние легенды о мессии из другого мира, Махди, Лисан аль-Гайб, в своих целях. Пол Атрейдес и его мать, леди Джессика из Бене Гессерит, используют пророчество как средство выживания, несмотря на опасения, вызванные неукротимым боевым мастерством Фрименов и мощью их веры. В романе, так же как и в фильме, Пол в итоге осознаёт, что его попытки предотвратить джихад, проводимый Свободными от его имени, тщетны. Однако он продолжает исполнять роль Лисана аль-Гайба, стремясь отомстить за убийство отца и захватить трон у падишаха-императора Шаддама IV. Финал первой книги и темный оборот Победный момент Пола над его противниками завершает первую книгу «Дюны». Герберт описывал это как «намеренно театральный» финал, предоставляющий возможность поразвлечься за счёт определённых персонажей и резко завершить историю, заставляя читателя стремиться к продолжению. Но с выпуском второго романа «Мессии Дюны» и третьего — «Детей Дюны», тон серии становится менее игривым. Даже в «Дюне», которая следует классическому сценарию «путешествия героя», видения Пола о будущем и его безуспешные попытки избежать предсказанного джихада омрачают его победу. В последующих книгах последствия этих событий ещё более разрушительны. Власть исказила общество Фрименов, сестра Пола теряет рассудок, выполняя обязанности регента, миллиарды людей во всём Империуме погибают, а пророческие видения оставляют Пола одиноким и обременённым знанием о страшном будущем, с которым он не может заставить себя столкнуться. Эта трилогия в книгах об Поле Атрейдесе в «Дюне» и её продолжениях выявляет ключевой мотив серии, особенно в начальной трилогии: опасности, связанные с безоговорочным следованием за харизматичными лидерами. Независимо от того, насколько Пол может казаться героическим и каковы бы ни были благородные намерения его и Фрименов на первый взгляд, слепая преданность ему лишь усиливает его могущество и пробуждает неуправляемые импульсы. Фрэнк Герберт однажды подытожил суть «Дюны» следующим образом: «Остерегайтесь героев. Гораздо безопаснее полагаться на собственный разум и учиться на своих ошибках». Глубина послания книг Герберта и неправильное толкование его работ Фрэнк Герберт в своих многочисленных и подробных интервью чётко выразил своё видение того, что он называл «синдромом супергероя». Он оставил мало сомнений относительно последствий выбора, сделанного Полом Атрейдесом, особенно после того как подробно обсудил их. Однако без прямого знакомства с интервью Герберта и ограничившись только чтением первой книги, глубина его послания может быть не так очевидна. Это не означает, что послание неясно. Внутренние раздумья Пола ясно отражают его опасения по поводу предстоящего джихада, а усилия его и Джессики использовать пророчество Свободных нельзя назвать скрытыми. Тёмная сторона путешествия Пола через Дюну больше демонстрируется через действия, чем объясняется прямо в прозе и диалогах. Этот аспект «Дюны» соответствует подходу Эндрю Стэнтона: предоставить аудитории элементы для сборки, но позволить им самим складывать их в целое. Дени Вильнев, сценарист и режиссёр, указывал на сложности, с которыми Герберт сталкивался из-за неправильного понимания его читателями. По словам Вильнева в интервью AV Club, Герберт чувствовал, что его читатели неправильно интерпретировали его произведения. «Мессия Дюны» была написана в частности для того, чтобы опровергнуть мнение о Поле как о безупречном герое. Герберт также утверждал, что редактор "Analog Science Fiction" Джон Кэмпбелл отклонил «Мессию Дюны» за её антигероическую направленность, но он сам считал первые три книги серии единым целым в своём сознании. Чтобы минимизировать возможность неправильного толкования, Вильнев внёс изменения в историю, добавив скептицизм к пророчествам среди Фрименов через персонажа Чани (Зендая), и пересмотрев финал через её восприятие принятия Полом мессианства как предательства и его стремления к власти. Скептицизм и сдержанность: Ключи к пониманию Пола Атрейдеса До кульминации фильма скептики среди Фрименов активно выражают своё недовольство религиозными пророчествами, а Чани особенно выделяется своим страхом перед возможностью манипуляций и подавления при помощи этих легенд. Пол же заметно дольше удерживает дистанцию от роли Лисан аль-Гайб, критически воспринимая попытки своей матери Леди Джессики закрепить веру в эти предания. В фильме эти усилия Леди Джессики изображены более категорично и с заметным негативом, в отличие от более нейтрального или сдержанного изложения в книге. Такой явный акцент на опасностях мессианизма исключает двусмысленность, но в то же время может вызвать ощущение излишней навязчивости темы. Несмотря на многочисленные диалоги, подчёркивающие заблуждения вокруг легенд о Махди и опасности для Пола в случае их принятия, фильм фактически не демонстрирует ничего, что выходило бы за рамки сюжета первой книги. В первом томе джихад, термин заметно отсутствующий в обеих экранизациях Вильнева, несмотря на его ключевую роль в книгах, ещё не начался. Разложение общества Свободных под тяжестью власти ещё не наступило. Врагами Фрименов являются исключительно Харконнены и Сардаукары, однозначно зловещие силы с геноцидными намерениями против Свободных. В этом контексте манипуляция и уничтожение выглядят как страшный выбор, однако «Дюна: Часть вторая» сталкивается с проблемой излишнего акцента на первом без явных примеров последствий, даже несмотря на то, что второе представляет собой более серьёзное зло. Как изменения во второй части фильма влияют на понимание персонажа из книги Ирония ситуации в «Дюне: Часть вторая» заключается в избыточном акценте на предостережениях главного героя без должной демонстрации поддержки этих идей, что становится ловушкой, учитывая выраженное Вильневом разочарование в чрезмерной зависимости сюжета от диалогов. Кроме того, иронией является и путаница в послании о предосторожности перед героизацией. В фильме наблюдается усиленное и более длительное отвержение Полом мессианского статуса. Однако встаёт вопрос, что конкретно заставляет его изменить своё мнение? В романе его колебания и пророческие видения мучают его до тех пор, пока неожиданная попытка убийства не вынуждает его испить Воду Жизни. В адаптации Вильнева переломный момент для Пола наступает, когда Фейд-Раута (Остин Батлер) уничтожает одно из поселений Фрименов. Следует отметить, что в фильме Свободные обладают лазерным оружием, способным сбивать корабли Харконненов одним выстрелом, и Гурни Халлек (Джош Бролин) только что вернул атомные бомбы в распоряжение Пола. Учитывая эти факты, потери, понесённые в результате нападения Фейд-Рауты, хоть и являются ужасными, представляют собой единственное значительное поражение Свободных от Харконненов, демонстрируемое в фильме. Существует возможность скорректировать стратегию и восстановить преимущество без обращения к психоделическим свойствам сока червя и кардинальному изменению в пророчествах. Сдержанность Пола служит его связью с религиозными энтузиастами среди Фрименов, его скромность воспринимается как доказательство того, что он истинный Лисан аль-Гайб. Тем не менее, он сохраняет эту сдержанность даже тогда, когда это не приносит ему явных выгод. Пол кажется принципиально противником своего обожествления, до тех пор, пока обстоятельства сюжета не требуют иного. И когда его взгляды наконец меняются, это приводит его к психическому расстройству. Его усилия по предотвращению или умеренности всеобщего джихада обрываются его дуэлью с Фейдом-Раутой. Изменения в характере Пола могут быть интерпретированы как усиление предупреждения Герберта о вождях. Однако более внезапный поворот Пола к мессианству в фильме подчёркивает необходимость рассмотрения более глубоких объяснений Герберта своей антигеройской тематики. Герберт неоднократно заявлял, что представил Пола как героическую фигуру в «Дюне», говоря Брайанту Гамбелу о создании лидера, который был бы «истинно привлекательной и харизматичной личностью» по всем правильным причинам. В интервью с Дэвидом Линчем перед выходом фильма «Дюна» в 1984 году, Герберт отметил, что многие мессии в истории были реформаторами с вескими причинами для вызова авторитетам, подчеркнув, что Пол не только следовал этой традиции, но и был «честным, достойным доверия» лидером, за которым люди хотели бы следовать. Предупреждение Герберта: Риски слепой преданности Фатальная ошибка, о которой говорил Герберт, заключается в том, как окружающие реагируют на таких лидеров. Независимо от того, насколько мудрые или ошибочные могут быть их решения, их последователи слепо подчиняются и поддерживают их, способствуя формированию новых структур власти, которые привлекают коррупцию. Таким образом, Дюна служит двойным предупреждением: будьте осторожны как с героями, так и с беспрекословными массами, которые следуют за ними. Подавая историю развития Пола в явно негативном и, возможно, преувеличенном ключе, «Дюна: Часть вторая» размывает опьяняющую харизму и героический замысел, охватывающие Пола и Фрименов. Внедряя скептицизм среди Свободных, фильм подрывает воспринимаемую угрозу от их легионов. Пол и пророчество, к которому он стремится, сталкиваются с сомнениями, вызывая вопросы и сопротивление. Так как предостережения против героизации звучат громче, чем демонстрация через действия, предостерегающий нарратив «Дюны» превращается в сложную для понимания смесь. Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram WhatsApp 2 0 Михаил Работа с текстом «Веду блог в свободное время» Как вы можете поддержать блог Hagee Поддержка – это не только про деньги. Что еще помогает блогу расти? Подробнее Похожие статьи: Кто такие Танцоры лица в «Дюне: Пророчество»? Объяснение способностей Тео Что скрывает 4-й эпизод «Дюна: Пророчество»? Жива ли Лила и другие загадки Тиран-Арафел в «Дюне»: Кто или что стоит за этим пророчеством? Война мыслящих машин: История Батлерианского джихада в мире «Дюны» Кто такой Вориан Атрейдес? Герой Джихада и враг Харконненов Все новости по тегу «Дюна»